Инструменты в сальсе

Инструменты и ансамбли

Прежде чем знакомиться с техникой исполнения сальсы, важно научиться различать множество используемых в ней инструментов.
Куба и  другие страны Карибского бассейна (а также несколько областей Южной Америки) стали плавильным котлом для европейской, африканской и туземной культур и внесли свой вклад в создание множества инструментов в процессе развития сальсы.

ИНСТРУМЕНТЫ АФРО-КУБИНСКОЙ МУЗЫКИ

Завезенные или созданные на Кубе инструменты появились в результате долгого пути развития и изобретений на протяжении нескольких веков. Из‑за частичного уничтожения местной культуры европейскими колонистами мало что осталось от них. Выжили лишь несколько названий и инструментов, которые мы рассмотрим.

Европейские инструменты

В основном, на Кубу попали струнные, деревянные и медные духовые, клавишные и перкуссионные инструменты из Испании, Франции, Германии, Англии и Италии. Многие испанские инструменты были арабского происхождения, другие представляли собой инструменты из местного испанского фольклора, включающие в себя ударные, перкуссию и разные типы флейт. Из Франции, Италии, Германии и Англии пришли оркестровые струнные, деревянные и медные духовые, клавишные — несмотря на то, что в европейских странах уже были заимствованные инструменты из предыдущих столетий еще до колонизации Америки.

Струнные

 

Инструменты в сальсеСтрунно-щипковые инструменты семейства гитар пришли в Испанию из арабского мира, и впервые появились на Кубе в конце XV века. Использовались в песнях трубадуров и включали в себя виуэлы, бандуры и лютни. Гитара развилась из этих ранних версий и была представлена в нескольких вариациях — рекинто (requinto) и типли (tiple)
Инструменты семейства скрипок, привезенные на Кубу, были ранними версиями скрипки, виолы, виолончели и бас-виолы (bass viol) и использовались в симфонической музыке — в опере и лирическом театре.

 

 

 

 

Духовые

Инструменты в сальсеМногие духовые инструменты появились на Кубе в XVI веке благодаря военным оркестрам. Преимущественно это были корнеты, но в конце XVIII века из Франции пришли также флейта-пикколо, пятиклапанная траверс-флейта, гобой, кларнет, труба, фагот и волынка.

Хотя ботиха (botija), строго говоря, не является частью семейства духовых, но этот инструмент играет важную роль в ранней популярной кубинской музыке. Ботиха (или ботихуэла) — это большой керамический кувшин, изначально использовавшийся как емкость для оливкового масла из Испании, который приспособили под музыкальный инструмент (преимущественно в стиле сон) в первой половине XIX века.

 

 

Клавишные 

Инструменты в сальсе

Орган, аккордеон и фортепиано прибыли на Кубу вскоре после их изобретения в Европе. Так как Куба торговый порт в торговой системе Карибского бассейна, самые последние разработки и причуды из Европы быстро становились частью развития кубинской культуры. Первый духовой орган прибыл из Испании в собор Сантьяго-де-Куба в 1544 году, а поздние виды органа были завезены французами во второй половине XVIII века. Кубинская версия получила название «Восточный орган», так как была разработана в провинции Ориенте (дословно рис. 2.1 переводится как «Восток») во второй половине XIX века. Он был похож на пианино, с крутящимися цилиндрами с запрограммированными вальсами,
польками и кубинской музыкой. Фортепиано известно на Кубе с конца 1700‑х. Оно было завезено французами, спасавшимися от Гаитянской революции. До развития популярных стилей, таких как контраданс (contradanza), гуарача (guaracha) и гуахира (guajira) в XIX веке, фортепиано использовалось исключительно для исполнения кубинской классической музыки. В начале XX века фортепиано прочно вошло в популярную музыку, где со временем стало частью ритм-секции в некоторых ансамблях (например, в инструментовке чаранги). После 1940 года фортепиано было добавлено к инструментовкам конхунто (conjunto) (см. далее), в интерпретациях стиля сон. Аккордеон использовался преимущественно в крестьянской музыке на протяжении второй половины XIX века, в ансамблях, называемых чарангитас (charanguitas).

 

Различные барабаны. Склад Conjunto Floklórico Nacional,

Перкуссия

Испания щедро одарила Кубу перкусионными инструментами, в их числе: кастаньеты — деревянные инструменты, надеваемые на руки, на которых играют с помощью пальцев обоих рук для аккомпанемента в некоторых танцах; пандерета (pandereta) — тамбурин с бубенчиками, и пандеро — без бубенчиков. Пуэрториканские пандеретас выглядят так же, как пришедшие из Испании пандеро, но без бубенцов, их можно настраивать. Подробнее в части книги, посвященной инструментам Пуэрто-Рико). Во второй половине XVI века на Кубе получили распространение дополнительные инструменты, в частности, французские литавры.

Африканские инструменты

Инструменты в сальсе

Инструменты Йоруба

Нигерийские инструменты, воссозданные народом Йорубá (или Лу-куми´) на Кубе:
1). Барабаны батá — набор из трех ритуальных двухсторонних барабанов: Ия´ (Iyá) — большой барабан, Итóтеле (Itótele) посередине и ма-ленький барабан Окóнколо (Okónkolo). Барабанам бата может акком-панировать небольшой металлический шейкер атчерé (atcheré).

2). Агвес (agües, agwes) или гуирос (güiros), известна также как чéке-ре (chekeres) — украшенные бусинами тыквы, обычно комплектами по три тыквы и более, называемые соответственно качимбо (или гольпе), сегундо и каха. Агвес может использоваться совместно с железным ко-локольчиком гуатака или агогó.

3). Бембé — комплект из трех барабанов, сделанных из бревна пальмового дерева с натянутой и закрепленной гвоздями кожей, настраиваемой с помощью жара от открытого огня.

4). Иесá — комплект из четырех священных двухсторонних бараба-нов цилиндрической формы, выдалбливаемые из кедра. На этих барабанах играют палочками. Барабаны называются соответственно: каха, сегундо, терсеро (tercero) и бахо. На бахо играют руками. Иесá аккомпанируют с помощью гуиро и свдоенных колокольчиков агого.
1* В Нигерии комплект бата может включать шесть и более барабанов.

Дагомейские инструменты

Инструменты и ансамбли
Инструменты, созданные на Кубе народностями Дагомеи (Арарá) были завезены как рабами, так и теми дагомеями, кто прибыл на Кубу, в провинцию Ориенте из-за Гаитянской революции. Вот некоторые из них:
1). Тумба Франческа (французский барабан) — четыре длинных, раскрашенных бревнообразных барабана, настраиваемые с помощью кожаных ободов. Их части называются: премьер или редублé, сéконд, булá или бебé
и тамбора; катá (кадло, находящееся на деревянной подставке, по которому ударяют палочками); и чачá или маруга (металлический шейкер).
2) Арарá — три церемониальных барабана народа арарá, очень похожих на тумба франческа, состоят из большого барабана каха или юнга (junga), юнгедде (junguedde) и юнсито (juncito) (одинаковых размеров и формы, на которых играют палочками). Иногда используется четвертый барабан юн (Jun) (в этой роли похожий на юнсито). Дополнительные перкуссионые инструменты включают в себя огáн (колокольчик), палос (палочки, которыми ударяют по корпусу юнга) и железные шейкеры черé. Эти барабаны имеют полую конструкцию, кожа натянута только с одной стороны, настраиваются с помощью натяжения, декорируются геометрическими орнаментами. Во время исполнения обычно их помещают на деревянные скамеечки или подставки.

Инструменты конголезцев

Барабаны, используемые в религии и фольклоре конголезской культуры (Бантý):
1) макýта — большой барабан в форме бочки, предшественник конг

2) юка — три длинных, цилиндрической формы барабана: каха (большой), мула (средний) и качимбо (малый). Вместе с барабанами юка используются палочки (по корпусу каха) и железные шейкеры нкемби, одеваемые на запястья барабанщиков.

 

Инструменты в сальсе

Слева направо: Harold Muñiz, Francisco Aguabella и Michael Spiro с агвес, или чекере, 1985. © Don Klein, коллекция М. Спиро

Инструменты в сальсеДругой важный инструмент Банту — маримбула, ящик с металлическими пластинами наподобие фортепианных клавиш под большие пальцы рук, на котором исполнитель сидит во время игры. Маримбула выполняет роль басового инструмента в ансамблях, исполняющих один из старейших стилей кубинского сона, чангуи´.

 

Инструменты Азии

Китайский корнет

Инструменты в сальсеКитайский корнет, или китайская труба — язычковый металлический горн, привезенный на Кубу китайскими чернорабочими в период колонизации. Он прижился в китайских общинах Гаваны и использовался во время проведения карнавалов азиатских компарсас (карнавальных групп). Около 1910 года китайская труба появилась в компарсас Сантья-го‑де‑Куба, где стала постоянным элементом конгас сантьягерас (congas santiagueras) (групп конга в Сантьяго). Эта труба характерна своим гнуса-вым, высоким и пронзительным звуком.

Инструменты аборигенов

Сохранились лишь очень небольшие остатки индо-кубинских народностей, некогда населявших Кубу. Среди множества существовавших культур, истребленных в XVI веке, были Сибони (Siboney), Таи´но (Taino) и Гуанахатабибе (Guanajatabibe). Хотя до следующих поколений кубинцев музыкальное наследие этих племен не дошло, историки отмечают сходство танцев и музыкальных форм, песен и различных инструментов с современными.

Маракасы

Инструменты в сальсе

Шейкеры, трещотки и другие виды маракасов  часто упоминаемые историками, обычно изготавливались из дерева и наполнялись мелкими камешками. Эти виды перкуссионных инструментов обнаруживаются и в африканской культуре, что порождает споры относительно их первоначального происхождения   индо-кубинского или африканского.

Барабаны из бревен

Барабаны были важной частью индо-кубинской музыки и повседнев-ной жизни. Различные барабаны были сделаны из пустотелых бревен, на них играли молоточками, наподобие того, как играют на ксилофонах. Такие барабаны называли майохуакáн (mayohuacán). Некоторые барабаны украшались резьбой в виде зазубренных линий, и по ним водили палочка-ми, получая звучание трещотки.

Флейты и трубы

Историки также отметили существование разнообразных деревянных флейт и свистулек, трубочек «фотутос», изготовленных из кости, а также морских раковин, используемых как горны. Однако нет никаких убедительных доказательств происхождения упомянутых инструментов, кроме тех, что приводятся в качестве аргументов в спорах между историками.

Гибридные инструменты

Инструменты и ансамбли

Благодаря сочетанию элементов европейской, африканской и (воображаемой) индо-кубинской культур в процессе развития музыки Кубы появилось несколько креольских инструментов. Некоторые из них появились из-за банального отсутствия нужных материалов и необходимости заменять их на те, что можно было достать. Другие же инструменты трансформировались или подвергались улучшениям. Так, например, к некоторым барабанам были добавлены устройства для их настройки.

Трес

Инструменты в сальсе

Кубинский трес — производное от испанской гитары. Он характеризуется уменьшенным размером и наличием трех пар струн. Корпус изготавливается из легкого дерева, гриф — из твердых пород, на нем играют медиатором. В основном трес используется в группах, исполняющих сон и его разновидности. Оригинальный строй трес — ре-минор (D, F, A), но может изменяться на строй до-мажора (G, C, E), что впервые было применено гениальным исполнителем трес, слепым музыкантом Арсенио Родригесом. Пары струн соль и до настраивают в октаву, пара струн ми настраивается в унисон.

Papi Oviedo с тресом, Orquestra Revé в Лондоне, 1989

 

 

 

 

Тимбалес и тимбалитос

Слово «тимбалес» (timbales) сходно с французским «tympani», креольские тимбалес являются адаптацией европейских литавр. Преобразование заключалось в упразднении котлообразной формы, сохранении двух круглых кадл с настраиваемыми ободами, подвешиваемыми на металлическую треногу. Эта эволюция завершилась к началу XX века, когда новые креольские тимбалес стали использоваться музыкантами в чарангах, исполняющих кубинский дансо´н6.
На тимбалес играют с помощью палочек (в отличие от литавр, где используются колотушки), также к ним, как правило, добавляют несколько дополнительных перкуссионных инструментов: ковбелы, вудблок и тарелку. Существует также уменьшенная версия тимбалес — тимбалитос (или паилас), их иногда добавляют к основным тимбалес, образовывая набор из четырех барабанов.

Гуиро

Инструменты в сальсеКубинский гуиро — калебаса или тыква с засечками, на которой играют палочкой, издавая характерынй треск. Также по гуиро ударяют палочкой, по той части, где нет засечек. Приянто считать, что гуиро — изобретение на-рода Бантý (Конго), но некоторые историки отмечают существование очень похожих инструментов в индо-кубинских культурах. Гуиро играет жизненно важную роль в сальсе — в качестве поддержания пульсации, логически выделяя плотный пульс половинными нотами, а также как источник четкого звука, усиливающего текстуру ритм-секции в различых ансамблях.

Johny Pacheco с гуиро. Коллекция Hector Rivera

 

 

 

 

 

Кахон

Инструменты в сальсеВо времена колонизации порабощенные африканские племена изготавливали барабаны из подручного материала — коробок и корабельных ящиков, как правило, для исполнения светской румбы. Ямбý (yambú) — старейший стиль румбы, исполняемый на кахонах. Большие ящики для рыбы использовались в качестве басового барабана (tumba), а коробки из-под свеч поменьше, имеющие высокий тембр, в качестве ведущего барабана (кинто), для имровизаций. Кахоны до сих пор очень популярны, они часто используются в сочетании с палитос (двумя палочками), которыми ударяют либо по кахону, либо по кусочку бамбука или деревянному блоку, а также с кучарас (ложками) и любыми другими видами металлических трещоток маруга, или иными шейкерами.

 

Yoruba Andano, Гавана, 1992.

Бонги

Кубинские бонги —  это два маленьких барабана, соединенных друг с другом тонким кусочком дерева, во время игры удерживаемые между колен. Иногда они могут рассматриваться как отдельные инструменты бонгó. Барабан большего размера с низким тембром называется эмбра (женский), тот, что поменьше, с высоким тембром — мачо (мужской). На них играют пальцами и ладонями, извлекая широкую палитру тембров. Бонги были придуманы африканцами в кубинской провинции Ориенте и входят в набор инструментов кубинского сона. Изначально кожа барабанов настраивалась под действием жара, но впоследствии появилась система настройки мембран с помощью ободов. Современные бонги могут изготавливаться как из дерева, так и из стекловолокна.

Тумбадора (Конги)

Инструменты в сальсеТумбадора, или, как еще его называют, конга — бочкообразный барабан, сделанный из полос дерева твердых пород. Происходит от конголезских барабанов makuta. Изначально тумбадора обтягивались кожей, закрепляемой гвоздиками, которую настраивали под воздействием жара от открытого огня. Со временем была добавлена механическая система, позволяющая настраивать барабаны с помощью ключей.
Ранние тумбадоры использовались в компарсас (карнавальных труппах), их также называли тамборе де конга. Существует три разновидности тумбадор: большой басовый барабан тумбадора или тумба, барабан среднего размера конга и малый барабан, настраиваемый на высокий тон, кинто. В румбе кинто используется для импровизаций или соло на фоне повторяющихся ритмических рисунков, исполняемых на двух других барабанах.

В центре: Armando Peraza на бонгос, по ч.с., слева направо: Francisco Aguabella (конги), David Belove (бас), Eduardo Reyes (клавиши) и Carlos Santana (гитара), Сан-Франциско, 1985.

 

Инструменты в сальсеИнструменты в сальсеБомбо креойо (bombo creollo)(креольский басовый барабан) — настраиваемый, двухсторонний военный барабан европейского происхождения, адаптированный и используемый в конгас де компарсас. Для игры на нем используют один молоточек и одну свободную руку. В компарса также распространены сартенес (или «сковородки»), которые привинчивались к плоским деревянным доскам и с помощью ремней вешались на музыканта, который играл на них деревянными или металлическими палочками.

 

 

 

 

 

Сенсерро

Инструменты в сальсеВ  фольклоре Кубы известно множество разновидностей ковбелов, но самым популярным является креольский сенсерро, сконструированный на основе абакуанского ekon Это простой ковбел без язычка, по которому ударяют деревянной палочкой. Сенсерро обладает двумя основными тембрами: открытый тон, получаемый с помощью удара по широкому торцевому краю колокольчика, и приглушенный тон, получаемый с помощью прижатия пальцев к нижней части ковбела и ударами палочкой по его центральной части.

 

 

Кихада (quijada) (челюсть лошади, осла или мула)

Инструменты в сальсеНесмотря на примитивность, кихада— очень популярный инструмент с узнаваемым звучанием, «отец» современного вибраслэпа. Из челюсти (останков скелета лошади, осла или мула) получают отчетливый звук трещотки благодаря вибрации ослабленных зубов.

 

 

 

Барабанная установка

Инструменты в сальсеВ  популярной кубинской музыке барабанная установка начала ис-пользоваться с 1920‑х годов ХХ века, когда ранние джазбенды и другие ансамбли стали исполнять сон и другие стили. В 40‑х и 50‑х годах кубинская музыка расцвела благодаря счастливому союзу с джазом. В ту эпоху самым узнаваемым пионером барабанной установки был Гильермо Баррето, многоплановой ведущий перкуссионист, работавший в сотрудничестве с такими великими музыкантами, как Бени Мур, Томми Дорси, Нэт Кинг Коул, Чико О’Фаррилл, Исраель «Качао» Лопес и другими. Баррето много лет играл на барабанах в известном ночном клубе Тропикана в Гаване, где он помогал положить конец расизму в отношении черных кубинских музыкантов. Он также был действительным членом кубинского «Современного Музыкального Оркестра».

Стоит отметить еще одну важную фигуру в развитии барабанной установки в кубинской музыке — Вальфредо де лос Райс(старший) (Walfredo de los Reyes Sr.)

В  течение последних нескольких десятилетий множество барабанщиков экспериментировали с адаптацией традиционных кубинских ритмов к барабанной установке, смешивая стили с уже существующим сложными барабанными техниками джаза, рока и фанка. Кубинский барабанщик Enrique Plá из Grupo Irakere — прекрасный пример музыканта, обладающего обширными знаниями множества стилей и техник, продолжающего применять инновационный подход к смешиванию элементов джаза, рока, фанка, бразильской и кубинской музыки. Другой известный музыкант, José Luis Quintana «Changuito» из Los Van Van, не только участвовал в создании стиля сонго, но стал одним из первых кубинских барабанщиков, использовавших электронные барабаны (тома и бас-бочку) в своих установках. Oscarito Valdés стал известен благодаря своей работе с  двумя известнейшими фьюжнколлективами, Афро Куба и Иракере, в которой использовал секвенсоры и двойную педаль бас-бочки.

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: