Кубинская румба
Румба — жанр кубинской музыки, включающий танец, перкуссию и песню.
Возникновение Румбы
Румба зародилсь в северных районах Кубы, в городах Гавана и Матансас, в конце XIX века.
В основе Румбы лежат африканские музыкальные и танцевальные традиции, а именно абакуа и юка, а также испанские coros de clave. Архельерса Леона считает что, румба основной из «жанровых комплексов» кубинской музыки, а термин «комплекс румбы» сегодня широко используется музыковедами.
В Румбе сочетаются энергичные и плавные движения, а также различные позы и повороты. Для исполнения румбы требуется хорошая координация движений, сила и выносливость, а главное – желание танцевать.
Этот комплекс включает в себя три традиционные формы румбы (yambú, guaguancó и columbia), а также их современные производные и другие малые стили.
С первых дней популярность этого жанра ограничена Кубой, хотя популярность румбы давно вышла за пределы острова.
В Соединенных Штатах румба дала начало «бальной румбе», а в Африке soukous обычно называют «конголезской румбой» (несмотря на то, что на самом деле основа была за son cubano). В Испании румба породила румба фламенка и производные от нее, такие как каталонская румба.
Традиционно румба исполняется бедными рабочими африканского происхождения на улицах и во дворах.
Румба остается самой характерной формой музыки и танца на Кубе.
Вокальная импровизация, сложные танцы и полиритмичный барабанный бой являются ключевыми компонентами всех стилей румбы.
Кахоны (деревянные ящики) использовались в качестве барабанов до начала 20 века, когда их заменили тумбадоры (барабаны конга).
За всю историю жанра, которая началась в 1940-х годах, было создано множество успешных румба-групп, таких как Los Papines, Los Muñequitos de Matanzas, Clave y Guaguancó, AfroCuba de Matanzas и Yoruba Andabo.
Этимология
Происхождение термина румба остается неизвестным, и этимологическая информация в Diccionario de la lengua española отсутствует.
Согласно Жоану Короминасу, слово происходит от «rumbo», что означает «шум» (а ранее «помпезность»), а также «курс корабля», который сам может происходить от слова «rombo» («ромб»), символа, используемого в компасах.
В документальном фильме 1978 года «Румба», снятом режиссером Оскаром Вальдесом, говорится, что термин «румба» возник в Испании для обозначения «всего, что считается легкомысленным», что происходит от термина «mujeres de rumbo».
В качестве альтернативы, на Кубе термин мог возникнуть из западноафриканского языка или языка банту, из-за его сходства с другими афро-карибскими словами, такими как тумба, макумба, мамбо и тамбо.
В 19 веке на Кубе, в городах Гавана и Матансас, люди африканского происхождения первоначально использовали слово румба как синоним вечеринки.
Согласно Олаво Алену, в этих районах «[со временем] румба перестала быть просто другим словом для обозначения вечеринки и приобрела значение как определенного кубинского музыкального жанра, так и очень специфической формы танца.
«Термины rumbón и rumbantela (последний — галисийского или португальского происхождения) часто используются для обозначения уличных выступлений румбы.
Для обозначения вечеринок на Кубе использовались и многие другие термины, такие как changüí (в Ориенте), guateque (в сельских районах), tumba (у афрокубинцев), bembé (связанный с Сантерией), macumba и mambo.
Термин «румба» исторически сохранил определенную степень полисемии. К концу XIX века кубинские крестьяне (гуахирос) начали исполнять румбиту на своих праздниках (гуатеки, чангуи, паррандас и фиестас патроналес).
Эти песни были фактически в форме городских гуарачас (не настоящих румб), которые имели двоичный метр в отличие от троичного метра традиционных сельских жанров, таких как тонада и сапатео. Аналогичным образом, в кубинском театре буфо в начале 20-го века гуарачас, исполняемые в конце представления, назывались финальной румбой, несмотря на отсутствие музыкального сходства с настоящей румбой.
Инструментарий
Инструментарий румбы менялся в зависимости от стиля и доступности инструментов.
Базовыми инструментами ансамбля румбы являются клавы — две твердые деревянные палочки, которыми ударяют друг о друга, и барабаны конга: квинто (ведущий барабан, самый высокочастотный), трес дос (среднечастотный) и тумба или салидор (самый низкочастотный).
Другие распространенные инструменты включают catá или guagua, деревянный цилиндр; palitos, деревянные палочки для удара по catá; шейкеры, такие как chekeré и maracas; скребковые ударные инструменты, такие как güiro; колокольчики и cajones, деревянные ящики, которые предшествовали конгам.
В 1940-х годах жанр испытал взаимное влияние с son cubano, что привело к включению таких инструментов, как трес, контрабас, труба и фортепиано.
В то же время кубинские биг-бэнды в сотрудничестве с такими музыкантами, как Чано Позо, начали включать аутентичные румбы в свои танцевальные композиции.
Группа AfroCuba de Matanzas, основанная в 1957 году, добавила барабаны batá к традиционному ансамблю румбы в своем стиле, известном как batá-rumb
Стили
Традиционно румба классифицируется на три поджанра:
- Ямбу (танцуется в парах).
- Гуагуанко (танцуется в парах).
- Колумбия (сольный стиль, ранее танцевали только мужчины).
Ямбу, и гуагуанко возникли в соларес, больших домах в беднейших районах Гаваны и Матансаса, населенных потомками порабощенных африканцев.
Таким образом, оба стиля преимущественно городские, танцуются как мужчинами, так и женщинами, и демонстрируют историческую «бинаризацию» своего метра, как описал кубинский музыковед Роландо Антонио Перес Фернандес.
Румба колумбия имеет преимущественно сельское происхождение, также в центральных районах Кубы, танцуется почти исключительно мужчинами и в большей степени опирается на западноафриканские традиции (в частности, традиции Абакуа).
В 20 веке эти стили эволюционировали, и появились другие поджанры, такие как гуарапачангео и бата-румба. В стилях румбы наблюдается постепенное нарастание напряжения и динамики, причем не только между танцорами, но и между танцорами и музыкантами, танцорами и зрителями/участниками.»
Румба присутствует во всех стилях сальсы. Оказывает наибольшее влияние на сальсу.
Стиль румба религиозно нейтральна по своей природе, что редкость.
Музыка в традиционной румбе — это ритмические и ударные инструменты.