Музыкальность сальсы

Базовая структура «Сальсы»

Всех танцоров посещает мысль, как стать более музыкальным танцором, как «предвидеть», что происходит в песне, чтобы адаптировать свой танец к музыке…
Очевидный ответ — «слушайте как можно больше музыки сальсы», но некоторых людей такое решение может не устроить, и им может понадобиться более подробное объяснение.

Итак, без лишних слов, вот схема типичной структуры песни, некоторые пояснения и пример на примере современного произведения…

Принцип построение сальсы: Intro — Cuerpo — Montuno — Ending

Один общий принцип, который применим к большинству песен сальсы всех жанров, — это принцип «вероятно, четыре».
Этот термин придумал Дон Баарнс, он же «маловероятный сальсеро» — вам обязательно стоит посетить его серию music4dancers на youtube, особенно это видео.
Большинство частей песни сальсы, хотя и не в 100% случаев, основаны на этом правиле; многие элементы происходят в течение 4 или 8 тактов, что составляет, соответственно, 8 или 16 тактов музыки.
Когда вы заметите изменение, начните отсчитывать такты: 1-2-3-4, 2-2-3-4, 3-2-3-4, 4-2-3-4, и к последнему из них, вероятно, что-то снова изменилось… Это связано с тем, что музыка сальсы исполняется в размере 4/4, то есть она в основном построена вокруг некоторого паттерна из 4 музыкальных тактов или n-ного количества таких «структур», причем n = 2, 4 или 8 в большинстве случаев.
Попробуйте сами!

P.S:
В некоторых песнях сальсы, в основном на Кубе, иногда встречаются короткие афро-кубинские сегменты (например, румба Колумбия или песнопения йоруба), которые исполняются не в 4/4, а в 6/8, как и большая часть музыки африканского происхождения!

 

Структура песен сальсы. Базово она делится на 4 типа: Вступление - Тело - Мост - Конец
Структура песен сальсы.

Вступление (Introduction)

Как вы можете видеть на рисунке выше, большинство песен имеют вступительную часть; во время этой части песни слушатель знакомится с песней, мелодией, грувом (различными кубинскими или другими афролатинскими ритмами) и «атмосферой» композиции…
Во время этой части происходит некоторое ударное действие, так как вступление часто является своего рода предварительным просмотром части Montuno, которая является «основной» частью песни, когда раскрываются многие из интересных «трюков», которые музыканты держат в рукаве.

Тело (Cuerpo)

После завершающей ноты (часто короткой ударной паузы) вступления наступает часть песни «Cuerpo».
Как следует из названия, это «тело» песни, в котором находится большая часть текста, использующего структуру куплетов.
Куплеты в основном исполняются основным вокалистом, но иногда и бэк-вокалом, поддерживающим его.
Большинство инструментов играют свои типичные партии, за исключением фортепиано, которое может играть мелодию или некоторые вспомогательные ноты.
Иногда исполняется клаве, конгеро играет 1 бар тумбао, вместе с басом, который играет свой типичный рисунок, основанный на тумбао.
Бонгосеро играет на бонго узор Martillo, тимбалеро — типичную базовую каскару, гуиро иногда играет свой типичный узор, а также шейкеры Maraca.

В основе, не играют на колокольчиках, и в оркестре также могут присутствовать некоторые духовые инструменты.

Мост (Bridge)

Между разделами песни «Cuerpo» и «Montuno» часто есть короткий раздел «мост» (puente), который является своего рода связующим звеном между двумя основными частями песни.
В тимбе (кубинская сальса) это может быть 1-я передача \ guia в песне.
Во время этой части вы можете услышать повторение одной из фраз Cuerpo, а некоторые перкуссионисты могут изменить паттерны, которые они играют, на более энергичные и сложные; здесь также может присутствовать импровизация, как перкуссионистов, так и вокалистов, а иногда даже фортепиано \ клавишные и бас-гитаристы могут иметь некоторые Coro-Pregon.
В основном это короткий раздел, состоящий из 4, 8 или 16 музыкальных тактов.

Монтуно (Montuno)

После бриджа, если он есть, начинается раздел Montuno.
Во многих песнях сальсы, включая большинство композиций тимбы, это «главная» часть песни, когда происходит большая часть «действия», раскрываются все «трюки», которые музыканты держат под столом, много импровизации, и каждый показывает свое истинное мастерство в действии.
Инструменты, обеспечивающие ритмическую основу, начинают менять свой рисунок — в предыдущих частях песни, особенно в Cuerpo, эту роль исполняли конгеро и басист, играя тумбао (и бас-тумбао, соответственно), а иногда и клаве;
Теперь они могут свободно импровизировать, поскольку ритм теперь держит Кампанеро, а Бонгочеро теперь играет на Кампане, используя более сложный и синкопированный рисунок, который существует для этого инструмента.
Тимбалеро также поднимается на ступеньку выше в «энергетических уровнях» песни, от игры на базовом рисунке каскара к игре на более динамичном «каскара мамбо», а также начинает играть на колокольчике мамбо.
Основной вокалист, бэк-вокал и часто некоторые инструменты (в основном перкуссия) участвуют в типично кубинской «игре» африканского происхождения под названием «Coro-Pregon», во время которой кто-то «задает вопрос» (в форме ноты или фразы), а кто-то другой «отвечает» другой последовательностью нот или другой фразой.

Во время этой части песни большинство инструментов, особенно ударные, имеют сольные секции, время, чтобы «освободиться» от типичных паттернов, которые они играли до этого, и заняться желаемой импровизацией (которая все еще, в основном, сохраняет сильную связь с основными паттернами инструмента).
Это время для каждого музыканта, чтобы блеснуть, показать весь потенциал своих музыкальных навыков, довести свою игру в танце до предела, играть с временем и ритмом, но возвращаться «в последний возможный момент».
Между любым количеством инструментов может быть дополнительное Coro-Pregon, хотя в основном они играют парами.

В тимбе может быть несколько дополнительных передач \ guias во время раздела Montuno, как продолжение элементов Coro-Pregon и импровизации во время сольных разделов.

Другим элементом раздела Монтуно является раздел «Мона \ Мамбо».
Это сольная \ импровизационная часть для роговой секции, во время которой тромбоны, трубы и саксофоны берут на себя ответственность и наиболее заметны.
В тимбе часто можно услышать, как главный вокалист прямо указывает на эту часть, выкрикивая «Мамбо!».
Обычно в этой части не поют.
После этого раздела песня может вернуться к разделу Montuno или сделать еще один перерыв, переходящий в концовку.

Окончание (Ending)

Как говорит Гектор, «Todo Tiene Su Final», и песня сальсы не является исключением…
Концовка песни очень похожа на вступление; в ней в основном звучит основная мелодия, немного пения, а инструменты возвращаются к игре своих основных \ типичных паттернов.
Этот раздел также довольно короткий, и даже отсутствует в некоторых композициях.
Во время этого раздела «энергетический уровень» песни резко падает.
В основном он длится 4, 8 или 16 музыкальных тактов.

Итак, давайте рассмотрим прекрасный пример того, как все различные части и элементы сальса-песни объединяются в единое целое, на примере замечательной «Ahora, Que Buscas?» талантливой группы Havana De Primera…

00:00 — 00:16 : Интро
Короткая часть без пения, но с рожками, играющими мелодию, перкуссией, играющей типичные паттерны, задается атмосфера песни, и все пока обходительно и спокойно.
Кстати, длится 12 (а не 8 или 16) тактов, что встречается реже.

00:17 — 02:02 : Cuerpo
Начинается с того, что Александр поет 1-й куплет песни; вы можете ясно услышать текст песни в определенной манере, фортепиано играет мелодию\ поддерживающие аккорды (вместе с рожками, которые «вклиниваются» время от времени), перкуссионисты играют свои типичные паттерны. После 16 тактов музыки, в 00:38, появляется первый брейк — это брейк со вкусом румбы (такие очень популярны среди кубинцев), длящийся около 8 тактов, с небольшим роговым брейком на 6, 7 и 8 тактах этого раздела.
Еще через 8 тактов, в 00:59, происходит еще один брейк, на этот раз более мамбо и Son Montuno, в котором также звучит кампана. Он длится 8 тактов.
Мы возвращаемся к «обычному» cuerpo еще на 8 тактов, а затем (в 01:21) слышим, как рога снова берут на себя ответственность на короткие 8 тактов, с несколькими небольшими перерывами на 5, 6, 7 и 8 тактах этого раздела.
В 01:30 великолепный голос Александра возвращается еще на 16 тактов Cuerpo, отмеченных небольшой паузой рожка на 8-м такте и 1-м такте после окончания этого раздела.
В 01:51 звучит еще 8 тактов Cuerpo; затем, в 02:02, в унисон с вокалом, тимбалеро делает небольшую паузу, и бонгосеро начинает играть на кампане, обозначая начало раздела Montuno!

02:02 — 04:59 \ конец песни: Монтуно
В 02:14 мы слышим Coro-Pregon, бэк-вокал вступает, отвечая на фразу, которую только что искусно спел Александр.
В 02:25 у нас есть короткая пауза для рожков и перкуссии, после чего Coro-Pregon продолжается полным ходом.
В 02:44 начинается серия пауз, возглавляемых рожками и перкуссией, которые происходят в 02:45, 02:46, 02:51-02:56, 03:03-03:07.
В 03:07 у нас есть еще один перерыв на румбу, который длится до 03:16, когда Александр поет фразу, а бэк-вокал «отвечает» ему своей фразой.
В 03:38 у нас есть небольшая секция Мамбо (Мона) с рожками, смешивающимися с вокалом и перкуссией (и у нас есть небольшое соло на перкуссии в 03:51).
На 04:21 мы слышим еще один брейк \ передачи (guia) со вкусом румбы, который заканчивается (и возвращается к «обычной» секции Montuno) на 04:41) .
У этой песни нет четко выраженного окончания, но можно услышать, что с ~05:00, когда Александр поет «se acabo lo que tu esperaba», громкость начинает падать, и песня медленно затухает в тишине…

P.S:
Вот очень полезная ссылка — salsa beat machine, сделанная Ури Шакедом; этот замечательный инструмент позволяет построить ритм-секцию сальсы с нуля, имея богатый набор музыкальных паттернов для типичных инструментов сальсы…