Ритмические стили и композиция

РИТМЫ В САЛЬСЕ

На протяжении истории развития сальсы сон и румба были теми двигателями, с помощью которых создавалось разнообразие ритмических стилей, в сочетании с некоторыми религиозными ритмами и стилями игры на барабанах.

Четыре краеугольных камня афро-кубинской ритмики

Существует четыре формы афро-кубинской светской музыки, ставшие прообразом для сегодняшней популярной музыки — сон, румба, дансон и кансьон.

Сон — источник множества современных форм. Его можно охарактеризовать как популярная танцевальная музыка крестьян или рабочего класса.

Он сочетает испанский лиризм и струнные инструменты — с африканскими инструментами, гармониями и ритмами. Эта музыкальная форма начала приобретать очертания во второй половине XIX века в кубинской провинции Ориенте, в то время, когда эпоха рабовладельчества подходила к концу, и взаимопроникновение черной и испанской культур ускорилось.

Ранняя форма сона — чангуи´ (changüí) — стала предтечей современного сона и характеризуется уникальной комбинацией африканской и европейской инструментовок.

С помощью сона множество стилей влилось в мейнстрим популярной кубинской музыки, дав жизнь таким гибридам как: афросон, гуахирасон, румбасон, сонмонтуно и сонпрегон.

Все эти стили отличались друг от друга набором инструментов, особенной лирикой, способом танцевания, ритмическими фразами и паттернами, темпами. Особая заслуга в создании этих стилей принадлежит кубинскому композитору и басисту Игнасио Пиньейро (Ignacio Piñeiro), возможно, наиболее выдающемуся пионеру кубинского сона.

Стихотворная форма сона обычно состоит из десимы (decima) — восьмислогового куплета из десяти строк, который может чередоваться с реф-реном.

Вслед за этой конструкцией следует эстрибийо (estribillo) — рефрен, который затем повторяется в манере «вопрос-ответ» вместе с импровизацией лид‑вокалиста (coropregón) в секции монтуно.

Сон характеризуется одновременным сочетанием трех основных независимых друг от друга ритмических фигур.

В традиционной музыке оркестровка состоит из комбинации заимствованных в африканской культуре инструментов, таких как бонги, мараки, гуиро и клавес— перкуссионная группа; маримбула и/или ботиха (botija) — для исполнения партии баса; а также испанские струнные инструменты, в основном гитары, и, конечно, визитная карточка кубинского сона — трес.

Приблизительно в 1920 г. стандартом стал контрабас, вытеснив маримбулу и ботиху.

В соне сочетаются три полиметрических фигуры, переплетающиеся в синкопированный и очень динамичный механизм. В общем смысле, три главных партии (снизу вверх):

1. Синкопированная линия баса (упреждающая) — тумбао;

2. Ритм-гитара, бонги — партия бонгос называется мартийо (martillo) — и маракасы;

3. Клаве.

Все эти полиритмические партии взаимосвязаны друг с другом особым образом, и в совокупности — с клаве. В следующем примере показана основная структура сона. Обратите внимание, используется традиционная нота-ция в размере 2/4.

Ритмические стили и композиция

Румба — фольклорная, светская музыка и танцевальная форма, состоящая из игры на барабанах и перкуссии, танцевания и пения в манере «вопрос-ответ».

Не следует путать кубинскую румбу с американизированной версией под тем же названием, популяризованной в 30‑х годах ХХ века оркестрами в танцевальных залах и в фильмах.

Кубинская румба образовалась из нескольких африканских источников. Самое заметное влияние на румбу произошло из народностей Бантý (Конго), под влиянием испанского фламенко румба гитана или румба фламенка (цыганская румба).

Существует три основных стиля румбы — ямбý (yambu), гуагуанкó (guaguancó) и колýмбия (Columbia).

  • Ямбý— наиболее старший стиль, который исполнялся еще во времена колонизации Америки. Иногда еще его называют «Yambu de tiempo España» (ямбу в испанском темпе). Это самый медленный вариант румбы, исполняется в двух- или четырехдольном размере.
  • Гуагуанкó— варьируется от среднего к быстрому темпу, также в двух- и четырехдольном размере. Имеет очень полифоничную структуру.
  • Колумбия— исполняется размере 6/8 и содержит множество африканских элементов как в тексте, так и в полиритмической структуре и в танце.

Колумбия — румба из деревень, обычно это сольный мужской танец, либо соревнование двух мужчин. Ямбу и гуагуанко появились в городской среде и танцуются парами мужчина-женщина.

Типичный состав инструментов в румбе традиционно состоит из тумбадорас или кахонов, клавес, палитос или кучарас, а также шейкеров или трещоток, таких как мараки, атчерес или маругас.

Каждый инструмент образует свой слой в полифонии, в каждом стиле есть несколько частей и их вариаций. Румба сильно отличается в зависимости от местности, самые узнаваемые стили можно услышать в Гаване и Матанзас (Matanzas).

*Румба не записывается на ноты, как и большинство фольклорных стилей.

Приведенные размеры такта нужны лишь для демонстрации того, в какой манере исполняется румба.

Тем не менее, в румбе нередко используется полиметрия — одновременное исполнение двух-дольного и трехдольного размеров, особенно в румбе колумбии.

Более того, язык импровизации на ударных инструментах зачастую комбинирует фразы в разных размерах, усиливая ощущение синкопированности на фоне полиритмической основы в каждом из стилей.

Танцор румбы колумбии Bárbaro Ramos (Muñequitos de Matanzas), Сан‑Франциско, 1992. © Ребека Маулеон.
Танцор румбы колумбии Bárbaro Ramos (Muñequitos de Matanzas), Сан‑Франциско, 1992. © Ребека Маулеон.
Танцор румбы колумбии Chiquitico, Conjunto Folklórico Nacional, Гавана, 1990 Коллекция Nancy Berglass.
Танцор румбы колумбии Chiquitico, Conjunto Folklórico Nacional, Гавана, 1990 Коллекция Nancy Berglass.

Дансон — кубинский танец и музыкальная форма XIX века, созданный на основе придворных танцев средневековой Европы в сочетании с европейской классической оркестровкой — струнными, духовыми медными и деревянными, а также ритм-секцией, в которой наиболее заметно влияние афро-кубинских элементов.

Предшественниками дансона являются контра-данс, данса и хабанера. Развитие инструментального состава дансона началось с групп, состоящих из деревянных духовых, медных и тимпанов — оркеста типика (orquesta tipica).

В первой половине XX века появился оркестр чаранга, состоящий из струнных и флейты в сочетании с ритм-секцией, включающей тимбалес, гуиро, тумбадора (появившегося около 1940 г.), фортепиано и контрабас.

Дансóн — элегантный и «расслабленный» стиль, в котором часто используются виртуозные пассажи на фортепиано и флейте.

Одним из наиболее значимых в истории развития дансона музыкантов был Антонио Мария Ро-меу (Antonio Maria Romeu), композитор, оставивший обширное творческое наследие, инновационное в области оркестровки и формы.

В общем случае дансó́н состоит из:

  • Интродукции, или секции «A» (как правило, 16 тактов), также называемой пасео (paseo);2.
  • Основной темы, или секции «B», с использованием флейты;
  • Повторение интродукции «A»;
  • «Скрипичное трио», использованием конг, малых барабанов, бомбос (большой барабан, носи-мый руками), сартенес (сковородок), труб, ковбелов и другой перкуссии. Два основных стиля пришли с Гаваны и Сантьяго-де-Куба, конга хабанера и кон-га сантьягера (conga santiaguera), соответственно. Стиль из Сантьяго-де-Ку-ба использует похожий набор инструментов, а также китайскую трубу или китайский корнет, автомобильный тормозной барабан (его роль такая же, как и у ковбела в ансамбле). Мелодии обычно исполняются на трубах, чере-дуясь в манере «вопрос-ответ» с припевом в компарса.«Скрипичное трио», или секция «C», с использованием секции струнных инструментов. В дальнейшем становлении формы дансона Хосé Урфé (Jose Urfe) добавил элементы кубинского сона, оставив эту строфическую последовательность частей (ABAC) неизменной. Развитие этой части продолжилось в конце 30‑х годов, когда Антонио Арканьо (Antonio Arcano) и Orestes, а также Исраель «Качао» Лопес (Israel «Cachao» Lopez) добавили к дансону еще одну часть, назвав ее nuevo ritmo («новый ритм»), позднее ставшей известной как мамбо. Эта «новая» секция «D» привнесла новые элементы в плане инструментовки и гармонии, часто заимствуя известные темы из популярной и классической музыки. В секции мамбо начинают играть повторяющийся аккордовый оборот (рифф), на фоне которого импровизируют на флейте, скрипке или фортепиано.

Кансиóн — простая и вместе с тем фундаментальная музыкальная форма, состоящая, главным образом, из стихов, аккомпанемента и мелодии, с очень простым ритмическим аккомпанементом. Фразировка и гармония при этом могут быть очень сложными. Как правило, используют пение в сопровождении гитары. Такой стиль исполнения известен как трова (trova).

Основные кубинские стили и ритмы

Афро — ансамблевая адаптация ритмов культовых барабанов батá, которые изначально использовались многими коллективами для интерпретаций религиозной музыки или колыбельных, но затем стали исполняться в контексте светской музыки.

Болеро — медленная, лирическая баллада.

Ча-ча-ча — популярный танец, выделившийся из дансона, секции мамбо, созданный и популяризованный в 50‑х годах ХХ века Энрике Хоррином (Enrique Jorrin). Название появилось благодаря шаркающему звуку, издаваемому ногами танцующих.

Конга (де компарса) — быстрый синкопированный ритм и танец, традиционно исполняемый на карнавалах группами, называемыми компарсас,

Гуахира— в стиле делается упор на тексте, подобно тому, как это происходит в песне «Гуантанамера» («Guantanamera»). Характеризуется узорчаnым, арпеджированным стилем гитарного аккомпанемента, традиционным инструментальным составом. Ранняя гуахира исполнялась в размере 6/8, но наиболее известен вариант в 2/4, в диапазоне темпов от медленного к среднему. В популярной музыке к этому стилю обращался Игнасио Пиньейро, придумав гуахиро-сон.

Гуарача — Изначально один из видов musica campesina (крестьянской музыки) в размере 6/8, развивалась в качестве уличной музыки и стала понастоящему известной благодаря Teatro Buffo (комической опере), в конечном итоге трансформировавшись в двухдольный размер. Тексты в гуараче, как правило, сатирические или даже нелепые, отражающие актуальную социальную или политическую жизнь.

Современная гуарача исполняется в размере 4/4, а само название чаще используется для обозначения среднего темпа, нежели ритмического стиля.Гуиро (6/8) — Традиционно исполняется на гуиро с бусинами или чекере, часто в качестве сопровождения религиозных церемоний. В гуиро могут использоваться и другие перкуссионные инструменты. Ритмы гуиро часто исполняются в различных ансамблях.

Joselito Fernández. © EGREM.
Joselito Fernández. © EGREM. 

Мамбо— в 30‑х годах ХХ века так называли дополнительную секцию дансона. Со временем мамбо стал самостоятельным стилем музыки и танца: быстрый, летящий грув (up-tempo — когда играют «вперед»). Изобретению мамбо мы обязаны в первую очередь Orestes и Исраелю «Качао» Лопесу, Арсенио Родригесу и Бебо Валдéсу (Bebo Valdés). Расцвет мамбо в 40х-50х годах ХХ века — джазовые оркестры в стиле биг-бендов, с большими духовыми секциями. Среди прочих выдающихся исполнителей и создателей мамбо необходимо упомянуть пианиста, композитора и руководителя ансамбля Дá-масо Пéрес Прадо (Damaso Perez Prado). В этой стадии развития мамбо одну из ключевых ролей играл Нью-Йорк, в котором развился стильный танец, на некоторое время ставший американским мейнстримом. (термин «мамбо» имеет также и другое значение, о чем далее в этой главе, в разделе «Песенная форма и композиция»).

Мозамбик — Еще один кубинский карнавальный танец и ритмический стиль, был создан в 60‑х годах Педро Искиердо (Pedro Izquierdo), больше известным как «Pello el Afrokan». В мозамбик также используются разнообразные перкуссионные инструменты, разложенные в полифонической манере. Стиль не ограничивается использованием только перкуссии, карнавальные ритмы часто адаптируются к различным наборам инструментов.

Пачанга — энергичный танец с проскальзывающими и подпрыгивающими движениями, был очень популярен в 50‑х. На конгах исполняют особый паттерн под названием «кабайо» (caballo) — «лошадь». Оригинальная пачанга произошла из чаранги, музыканты охотно адаптируют пачангу для разных инструментальных составов.

Сон-монтуно— под этим названием скрывается стиль сон, который играли оркестры конхунто начиная с первой половины 40‑х годов ХХ века, отличающийся набором инструментов и тщательной проработкой аранжировки. Прототипом стиля послужил конхунто Арсенио Родригеса, его оркестровке на протяжении 60х и 70х годов подражало множество интерпретаторов сальсы.

Сонго — Стиль соединяет в себе множество жанров — румбу, сон, конга де компарса, вместе с джазом, фанком и др. Часто в ансамблях сонго есть секция перкуссии, которая может включать в себя барабанную установку, барабаны батá, чéкере и/или стандартные инструменты, такие как конги, тимбалес и бонги. Многие также используют электронные инструменты. На ранних этапах развития сонго часто называли ареито (areito).

Популярные некубинские стили

Вот несколько самых важных стилей, оказавших большое влияние на современную сальсу, и при этом созданных вне Кубы:

Меренге — стиль, пришедший из Доминиканской Республики, традиционно исполняемый на аккордеоне, тамбора и гуире (см. главу II). Танцуют меренге в быстром темпе парным шагом, записывают в резаном ключе. Как правило, группы, исполняющие меренге, имеют в своем составе обширную секцию саксофонов, разложенную на полифонические партии, исполняемые быстром темпе. Фортепиано зачастую исполняет роль аккордеона и, как правило, исполняет заполнения риффами из восьмых длительностей.

Бомба— пуэрториканская фольклорная форма, состоящая из множества разных стилей. Традиционно исполняется на бомбас — бочкообразные барабаны, очень похожие на конги, но более короткие по длине. Акцент падает на 4 долю, так же, как и в тумбао, однако паттерны обычно состоят из однотактовой фразы и не обязательно укладываются в двухтактовый клаве, хотя сальсовая аранжировка бомбы должна быть в клаве.

Плена — также из Пуэрто-Рико, исполняется на пандеретас. В сальсе партию пандеретас могут исполнять конги, тимбалес или бонги, с добавле-нием ковбела для поддержки ритма.

Обновление от 09.05.2023