Руэда (Rueda)

Руэда базовые понятия и определения

Руэ́да (исп. rueda — колесо, круг, также — rueda de casino) — особая, кубинская по происхождению, разновидность танца сальса, исполняемая несколькими парами одновременно (от двух и более пар).

Танцующие пары выстраиваются по кругу и по команде одного из участников, называемого «певцом» (исп. cantante, cantor), как правило, мужчины (padre), реже женщины (madre), слаженно выполняют определённые фигуры, сменяя партнёров по кругу. В руэде используются движения как обыкновенной, парной сальсы, так и специфические движения, характерные только для неё.

Распространено мнение, что танцующие руэду люди должны выполнять движения полностью синхронно. Это не совсем так: при исполнении руэды чётным числом пар возможна так называемая «асинхронная» руэда. В этом случае пары с нечётными номерами начинают движения как в обычной руэде, а пары с чётными — с отставанием на такт. В результате получаются как бы две руэды, танцующие с запозданием друг относительно друга, под команды одного кантора. Смена партнёров происходит внутри каждой из них на свой такт.

Музыка для Salsa Casino/NY/on2/mambo/cha-cha

Основные — базовые элементы Руэды:

① Guapea(Гуапеа/Гуаперия) — представляет собой основной шаг в открытой позиции. Партнерша выполняет шаг левой ногой назад на 1, а на 5 правой ногой вперед, партнер «отзеркаливает» движение партнерши.
В данной позиции удобно демонстрировать и хвастаться своими умениями танцевать. Ведь Guaperia на Кубе имеет значение «Бахвальство» .

② Dile que no / dile que si (Скажи ему нет / скажи ему да) — Самое часто употребляемый элемент руэды, Dile que no пара переходит из закрытой позиции в открытую.
dile que si — по сути тоже самое, но вы остаетесь в закрытой позиции. Ниже видео примеры.

③ Enchufla(Энчуфла) —  «зажечь, вставить» / «Соединять, пристроить» — цель в руэде перейти к следующей партнерше передав, предыдущую следующему партнеру.

④ Vacilala(Василала) — «кайфовать / наслаждаться» цель показать партнершу и самому насладиться её прелестями.

⑤ Sacala(Сакала) — «Выводить / Выпячивать» . Суть зачастую из закрытой позиции партнеры проводят партнерш внутрь круга и обратно.

⑥ La Prima(Прима / Ла Прима) — «Кузина»

⑦ Sombrero(самбреро) — «Шляпа»

Salsa cubaine sombrero

⑧ Setenta(Сэтента) — «Семьдесят» совокупность движений 

Видео подборка с элементами Руэды в плейлисте

Существуют два стиля танца руэда де касино:

  • Rueda de Cuba — оригинальный вариант танца, который пришел с Кубы. Он основан на движениях с техникой танцев сон и сальса касино.
  • Rueda de Miami — модифицированный вариант танца, который был создан в США танцорами, специализирующихся на линейных вариациях сальсы (так как руэда получила огромную популярность по всему миру). Танец основан на технике и хореографии линейных стилей сальсы.
Руэда на кубе
Вот так выглядит занятие по руэде де касино на Кубе.

Особые команды:

  • Otra [Otra vez][Uno más] (еще раз) — повтор предыдущей фигуры;
  • Mentira [Broma] (шутка) — выполнение текущей фигуры прерывается и партнер возвращается к той партнерше и в ту же позицию, с которой начал;
  • Abajo — (вниз) — танцуем сальсу по кругу, двигаясь назад. Пары в закрытых позициях;
  • Al medio [p’al medio] [Por el centro] (В центр) — сигнал к открытию Руэды. Используется как приглашение к началу танца и для синхронизации участников. Пары двигаются в закрытой позиции внутрь круга и из него. Одновременно с движением внутрь опускают руки в центр, при движении из круга — поднимают руки вверх. Движение продолжается до тех пор, пока не прозвучит следующая команда (например, arriba, abajo, dile que no и т. д.);
  • Arriba (наверх) — танцуем сальсу по кругу, двигаясь вперёд, по направлению к кантеру. Пары в закрытых позициях;
  • Bulla [Una bulla] (шум, гам) — Во время исполнения pa’l medio, кричим «hey!» на счет 5;
  • Capelia — три раза делаешь поворот партнёрши в центр круга, после третьего поворота хватаешь следующую партнершу за хвост и остаёшься у начальной партнёрши;
  • Dame [dame una] (дай мне) — dile que no с переходом к следующей партнёрше;
    • Dame dos — dame с переходом ко второй партнёрше (через одну);
    • Dame tres — dame с переходом к третьей партнёрше (через две);
    • Dame con una — dame с одним хлопком на счёт 7;
    • Dame con dos — dame с двумя хлопками на счёт 7,8;
    • Dame con tres — dame с тремя хлопками на счёт 7,8,1;
    • Dame con uno-dos-tres — подряд 3 команды: dame con uno, потом dame con dos и dame con tres;
    • Dame por la cabeza — dame с ведением партнёрши за голову (рука на затылке партнёрши);
    • Dame por el culo — dame с ведением партнёрши за «хвост»;
      • Esa no me gusta — продолжаем Dame por el culo до тех пор, пока кантор не крикнет Esa me gusta
    • Dame por el estómago — dame с ведением партнёрши за живот (при этом не партнёр впивается рукой в живот девушки, а партнёрша сама «приклеивается» животом к руке партнеёра);
    • Dame por la nariz — dame с ведением партнёрши за нос;
    • Dame por la oreja — dame с ведением партнёрши за ухо;
    • Dame por la pierna — dame с ведением партнёрши за ногу в районе колена;
  • Dile que no (скажи ей нет) — переход из закрытой позиции в открытую
  • Dile que si (скажи ей да) — переход из открытой позиции в закрытую
  • Enchufa, Enchúfala (подключи её)
    • Enchufla doble
  • Espaguetis — на счет 1,2,3 — Enchufla, затем партнер берет правую руку партнерши и изображает, как будто всасывает длинную макаронину по всей длине руки партнерши, и быстро сматывается к следующей партнерше;
  • Foto [Una Foto] (фото)
    • Prepare y foto — делаешь Enchufla, по ходу прихорашивая партнершу, со следующей тоже Enchufla, но во время неё останавливаешься и делаешь снимок с громким криком «Чик!» :)
    • Фото «по-краснодарски» — все участники замирают, глядя в центр-вверх, и стоят пока кантер не скомандует Basta!
    • Фото «по-московски» — команда произносится втихаря, чтобы партнерши не услышали. Выполняется обычная Enchufla, но на счет 5 партнер резко строит рожицу партнерше и поднимает над ней руки :)
  • Macarrones — на 1,2,3 — Enchufla, затем партнер берет правую руку партнерши и изображает, что он ест макароны, то есть кусает несколько раз руку партнерши по всей длине (символически) и быстро сматывается к следующей партнерше;
  • Mantequilla (масло) — на счет 7 партнер поднимает руки партнерши, на 1-2-3 проводит руками по боковой области сверху до низу, как будто вытирая руки, на 5-6-7 проводит руками снизу вверх следующей партнерше. Потом возвращается к своей.
    • Mantequilla suave — то же самое, что и Mantequilla, только партнер медленно «вытирает» руки сначала по следующей партнерше, потом по своей, не под счет, а столько, сколько захочет кантер. Если осталось время — вытирает об себя;
  • Paseala adentro y afuera — прогуливай её внутрь и наружу в закрытой позиции
  • Peluquero (парикмахер) — на 1,2,3 — Enchufla, затем партнер делает «прическу» партнерше (взъерошивает ей волосы) и идет к следующей. Обычно парни договариваются так, чтобы девушки не слышали команду, в противном случае рискуют получить в ответ маленькую женскую месть :);
    • Hasta peluquería (перед парикмахерской) — на 1,2,3 — Enchufla, затем партнер делает вид что плюет на ладони и приглаживает девушке волосы. Потом быстро сматывается к другой партнерше;
  • La policía — Enchufla с поднятием рук партнёрши, похлопываем партнёршу по бокам, партнёрша кричит громко «Ай, Ай!», тянем к другому партнёру и сами идём к следующей;
    • La policía «по-московски» — Enchufla без поворота партнёрши, гладим партнёршу по бокам, поворачиваем партнершу за руки и сами оборачиваемся на 7 руки вверх, дальше партнерши нас гладят, по команде basta к следующей партнерше;
    • La policía de mujer — Enchufla, дальше заводим партнершу за себя на 7 руки вверх, партнерша ощупывает сверху вниз — на раз-два-три по бокам, пять-шесть-семь по ногам, раз-два-три с внутренней поверхности бедра, пять-шесть-семь по очереди заворачивают руки начиная с правой и на восемь пинок, после которого партнер улетает к следующей партнерше: о);
  • Por arriba (через верх) — на 1,2,3 — обвод партнерши вокруг партнера (сзади), при этом ведущая рука партнера проносится над его головой, на 5,6,7 — возвращаем партнершу на место (вторая часть dile que no) в позицию abbierto y cerrado;
    • Por detrás (сзади, за спиной) — на 1,2,3 — обвод партнерши вокруг партнера (сзади) со сменой рук партнера за спиной, потом на 5,6,7 — возвращаем партнершу на место тем же способом, при этом партнер снова меняет руку;
    • Por de abajo (через низ) — на 1 партнер опускает руку партнерши между своих ног на уровне колен со стороны спины и перекладывает руку партнерши в свою правую руку, которая находится впереди себя, на 2 — партнер перекладывает руку партнерши из правой руки в левую впереди себя, на 3 — партнер перехватывает руку партнерши правой рукой со стороны спины, потом выпрямляется и на 5 снова перехватывает руку партнерши в свою привычную левую руку и заканчивает dile que no;
  • Prima (кузина)
    • Prima bonita (кузина красивая)
    • Prima corta (кузина короткая)
    • Prima no la suelta (кузина не оставляй её)
    • Prima con hermana (кузина с сестрой)
    • Prima con hermana y la familia (кузина с сестрой и семейством)
  • Principe bueno (хороший принц)
    • Principe malo (плохой принц)
  • Sácala (выведи её) — из закрытой позиции партнеры начинают водить партнерш внутрь круга и обратно, разворачивая их, партнерши при развороте поднимают руку.
  • Un tarro (бык) — из закрытой позиции, обычно на Arriba, партнер переходит к следующей партнерше обходя свою слева под рукой, положение корпуса не меняется;
  • Vacílala [Vacila] — на 1,2,3 партнёр пускает в поворот партнёршу левой рукой от себя (через правое плечо партнёрши), партнёрша делает полоборота, на 5,6,7 она доворачивается до положения dile que no. далее, собственно, dile que no;

 

Интересные статьи

Музыкальные истоки сальсы

Музыкальность сальсы

Ритмы сальсы

Сальса и сон танцевальные истоки

Тимба как эволюция сальсы

 

Видео c Руэдой: